воскресенье, 15 августа 2010 г.

Фрилансеру: кое-что о предоплате, часть 1

Откусывая предоплату,
 главное - не подавиться!
В различных кругах и сообществах копирайтеров-фрилансеров темы пред- и постоплаты, равно как и оплаты труда вообще, являются, пожалуй, наиболее обсуждаемыми. Казалось бы, действительно важной темой должно было бы стать обсуждение уровня собственного профессионализма и способов его повышения, но нет – везде и всюду на разные лады раздаются жалобные песни «баньш» о непосильных трудах, оставшихся без достойной награды.

А раз так, то давайте обсудим эту животрепещущую тему: «Что такое предоплата, в каком размере ее брать и нужно ли это делать вообще?» Естественно, я буду говорить исключительно «со своей колокольни», высота которой достигает практически 6 лет (на момент августа 2010 года).

Итак, предоплата – это определенная денежная сумма, передаваемая специалисту (в нашем случае копирайтеру) до начала работы и обычно рассчитываемая в процентах относительно итоговой стоимости заказа. По сути, Вы получаете деньги за то, что согласились взять заказ у конкретного клиента.

Доводы копирайтеров-фрилансеров ЗА предоплату:

  • предоплата дает определенные гарантии дальнейшей оплаты;
  • предоплата показывает платежеспособность клиента;
  • предоплата стимулирует копирайтера на качественную работу;
  • если копирайтер выполнил работу, пусть и не совсем качественно, он затратил свое время, которое тоже стоит денег.
Доводы клиентов ПРОТИВ предоплаты:

  • перечисление денег физическому лицу до начала проекта без составления договора рискованно;
  • предоплата не дает никаких гарантий дальнейшей оплаты выполненной работы;
  • предоплата в определенной степени «развращает» копирайтера, который считает, что раз клиент заплатил деньги, то уже никуда не денется вне зависимости от качества результата;
  • если работа выполнена некачественно, то предоплату следует вернуть, поскольку клиент платит за результат, а не за процесс.
Как видите, доводов хватает у обеих сторон «баррикад», поэтому перейдем к конкретному вопросу: брать или не брать? Но прежде, чем мы ответим на этот вопрос, давайте посмотрим, как обстоят дела с предоплатой у коллег-копирайтеров.

Вообще, копирайтеры довольно требовательны в данном вопросе – большинство хоть сколь-нибудь стоящих специалистов не желают работать без предоплаты, причем ее размер варьируется от 50 до 100% стоимости заказа! Часто можно встретить следующее требование: заказ до 100 долларов выполняется по полной предоплате, 100-300 долларов по половинной предоплате, а все, что дороже – с оплатой частями по факту исполнения (т.е. копирайтер пишет кусок текста, отправляет его, получает часть денег, затем снова пишет кусок текста – и так далее).

Столь высокие требования отчасти можно объяснить минимальной защищенностью копирайтеров от «кидалова» со стороны клиентов, ведь они не могут отправить, например, набросок дизайна или демо-версию анимации, как это делают специалисты из других областей.

И все же – брать или не брать предоплату? Мой ответ: смотрите по обстоятельствам. Если клиент желает Вам дать денег до начала работы, в этом случае глупо отказываться, но если клиент опасается передавать деньги – это не значит, что он обязательно «кинет» Вас! Клиенты тоже люди, и они тоже опасаются быть обманутыми.

Скажите честно, Вы горели бы желанием отправить живые, реальные деньги некому Васе Пупкину из Нижнего Новгорода только за то, что он согласился выполнить Ваш проект? Если бы Вася, скажем, являлся представителем фирмы ООО «Рога и Копыта», и Вы работали с ним по договору, в итоге можно было бы истребовать украденную сумму в судебном порядке. Однако Вася – простое физическое лицо, которое лично Вы и в глаза-то не видели, и взятки с него, как говорится, гладки.

Мне могут возразить, мол, а как же портфолио, отзывы, комментарии коллег? Я лишь могу ответить, что в интернете портфолио, отзывы и комментарии элементарно создаются буквально на пустом месте. Вот почему не стоит давить на клиента, буквально «выжимая» из него предоплату. Просто выполняйте работу качественно, и люди не только заплатят Вам, но и сами будут предлагать дальнейшее сотрудничество!

P.S. Читайте также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий