вторник, 27 июля 2010 г.

Борьба интеллекта: мозг против ТРИЗ

Борьба мозга с инженерами
ТРИЗ не прекращается!
Большинству из нас временами требуется помощь, особенно в новом деле. Это касается любой сферы деятельности, будь то строительство мостов, приготовление яблочного пирога или копирайтинг. Есть два способа решения проблемы: можно спросить совета у более опытного специалиста, а можно искать решение в литературе, Интернете или других местах. В первом случае Вы гарантированно получите верный ответ (если, конечно, специалист действительно опытный и грамотный), во втором же случае рискуете утонуть в пучине недостоверной и противоречивой информации.

К чему я все это веду? Просто у многих копирайтеров случаются «творческие запоры», когда сроки сдачи проекта на носу, а текст не идет ни в какую. В этом случае кто-то прибегает к мозговому штурму, кто-то пьет кофе, а кто-то находит и открывает для себя программу «Приемы журналистики & Public Relations» от ТРИЗ-Шанс.

Но так ли полезно это программное обеспечение?


Вообще ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теории решения изобретательских задач». По сути, это целое направление в науке, которое занимается исследованием креатива и всего, что с ним связано (определение немного грубоватое, да простят меня адепты ТРИЗ).

Однажды команда российских инженеров (!) решила создать программу (!!), которая смогла бы на основе заданных требований выдавать шаблоны текстов, наиболее подходящих к конкретной ситуации в рекламе (!!!). Иными словами, эта программа в идеале может предоставить Вам готовый отрывок из какого-либо произведения или газетно-журнальной статьи, который натолкнет Вас на сочинение чего-то аналогичного. Как видите, с точки зрения инженеров, копирайтеры занимаются тем, что из года в год придумывают однотипные тексты, где лишь иногда заменяют некоторые слова.

Что ж, если инженерам такое невежество простительно, то что можно сказать о копирайтерах, которые используют «Приемы журналистики» в своей работе? И не просто используют бесплатную триал-версию, но еще и покупают лицензию! Мало того, что постановка задачи обычно затрудняется неоднозначными вопросами (например, «О чем (ком) Вы пишете, что хотите передать Читателю?»), так еще по завершении выдает следующее:

«Стой! Ни в коем случае не читай дальше! Иначе ты сможешь узнать о секретах фокусников. Если прочитаешь, не присылай решения конкурсных задач – иначе получишь приз! А если ты решился написать, не указывай свою фамилию – иначе попадешь в газету! – Викентьев И.Л., «Фокус! Фокус! Фокус!» газета «Ленинские искры» от 31.12.1988 г.»

Как видите, текст даже в своей первоначальной редакции не является шедевром, поэтому брать его за основу для работы было бы неразумно.

Признаюсь честно, поначалу я тоже пытался использовать «Приемы журналистики» в практике, но после нескольких попыток получить что-то более-менее адекватное оставил надежду. Как сказал умный, но немного сварливый копирайтер с огромным опытом Александр Репьев:

«…тому, у кого «не идет» текст из-за отсутствия мыслей и/или способностей, стоит рекомендовать «не посоветоваться с программой», а прекратить пытаться осчастливить человечество своими стилистическими испражнениями».

Немного резковато, однако верно по сути! Давайте же не будем становиться «заложниками искусственного интеллекта», а начнем использовать свой собственный по назначению!

Комментариев нет:

Отправить комментарий